Авторизация
 
  • 01:27 – Битва экстрасенсов 10.12.2016 (10 декабря 2016): 17 сезон 15 серия смотреть онлайн – покойник в доме 
  • 01:27 – Биатлон гонка преследования женщины 10 12 2016 результаты, кто победил, смотреть онлайн 
  • 01:27 – Очень караочен 10 12 16 с Бузовой: Арбузова и бриллиантик в детстве, почему поменяла цвет волос, успех в сольной карьере, за что ненавидят и откровенные фото 
  • 01:27 – «Битва экстрасенсов» 10.12.16, смотреть онлайн: новая серия не для слабонервных 

Конец национализма

162.158.78.229

Конец национализмаГромкое и своевременное обещание нового президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева бороться с национализмом вселяет надежду. Но будет ли оно выполнено в реальности?

Отгремели литавры, свернуты красные дорожки и допито шампанское за здоровье и успехи нового главы Кыргызстана. Журналисты на все лады расписали прошедшую инаугурацию, кто-то — тая от умиления, а кто-то — захлебываясь ехидством. Оценок самому мероприятию, речам и даже праздничному фуршету было дано много. Однако смелое заявление Алмазбека Атамбаева о безжалостной борьбе с проявлениями национализма и регионализма журналистской средой пока особо не оценено. А зря!

Как стать счастливым?

Я точно знаю, что большинство моих русскоязычных коллег в буквальном смысле прослезились, когда новый лидер страны сказал: «Мы можем быть счастливы только там, где родились!».

И все же снова приведу эту цитату, сказанную им на русском языке, целиком:

- Во время выборов, проезжая по Кеминскому району, я увидел надпись: «Мы можем быть счастливы только в этой стране». Меня поразили эти пронзительные слова. Ведь так оно и есть! Сколько русских уехало из Кыргызстана за 20 лет. Но в России их зовут «киргизами». Этнические узбеки уезжают в Узбекистан, но потом снова возвращаются, не найдя себя там. А как тоскуют по Родине сотни и тысячи наших трудовых мигрантов. Потому, что мы можем быть счастливы только там, где мы родились, где мы выросли, где похоронены наши предки. Поэтому мы должны беречь и вместе бороться за процветание нашей единственной Родины, имя которой – Кыргызстан! И добиться этого можно только вместе! Только вместе мы – Кыргызстан! И те, кто пытается разделить людей по нациям, по регионам – это враги страны! И пора уже не уговаривать их, как в басне Крылова, а жестко применять соответствующие статьи Уголовного Кодекса!

После этой фразы зал взорвался аплодисментами. Атамбаев продолжил:

- Нельзя ожидать, чтобы человек уже в зрелом или пожилом возрасте выучил еще один язык. Поэтому изучение государственного языка надо начинать в обязательном порядке с детского сада, с первого класса каждой школы. А государству следует создать для этого все необходимые условия, в первую очередь обеспечить понятными и доступными учебниками на государственном языке. В то же время важно создавать условия для развития культур и языков всех национальностей единого народа Кыргызстана. Я уверен, по примеру США, мы должны в нашем паспорте, вместо графы о национальности написать только одно: гражданин Кыргызстана!

Код поведения

Честно признаюсь, и у меня стоял комок в горле от этих простых и мудрых слов. Почему? Да потому что для меня, как и большинства кыргызстанцев, родившихся и выросших при Союзе, было невыносимо больно и стыдно видеть, как в последние годы все больше и больше усиливается националистическая риторика. Но самое тяжелое было то, что мы не могли найти в себе мужество дать достойный отпор националистам и защитить своих соседей, знакомых, коллег, да и просто незнакомых людей разных национальностей от этого ужасного явления.

Почему так происходило, задаюсь я вопросом. И в голову приходят разные оправдания типа «время было сложное» или « не хотелось с некультурными людьми связываться». Но главным было то, что в государственной политике до недавнего времени вообще отсутствовало такое понятие как интернационализм. Людей могли оскорблять и унижать за то, что они некыргызы, как в быту, так и со страниц газет, а наказания за это никакого. Даже не было общественного порицания. Как будто совесть нации, которая всегда отличалась дружелюбием и толерантностью, уснула.

А произошло, на мой взгляд, следующее. С приходом суверенитета на политическую авансцену вышли разные политические силы, но наиболее активными оказались ура-патриоты, фишкой которых был махровый национализм. На заре независимости они выглядели большими оригиналами. Позже они и стали диктовать код поведения массам. Сейчас трудно разобраться, что ими двигало, может какие-то личные комплексы и обиды, может действительно заблуждались, видя истинный патриотизм в агрессивном национализме.

Эти политики любили играть на сравнении: «Посмотрите, как живете вы, и как живут представители других национальностей!». Простые граждане смотрели и начинали задумываться, почему такая несправедливость: кыргызы в большинстве своем жили более чем скромно. Сейчас уже можно говорить о том, что были некоторые перекосы и в распределении квартир, и в устройстве на работу в советское время, да и такую национальную черту характера как лень, нельзя со счетов сбрасывать.

Обманутые надежды

Факт остается фактом, многие кыргызы, направляемые национал-патриотами, пришли к выводу, что корень всех зол — представители других национальностей, которые и хитрее, и предприимчивей, и устроиться в жизни могут лучше. Как только укоренилась эта мысль в сознании масс, в общественно-политической жизни страны не стало места интернационализму. И общение с представителями всех остальных национальностей свелось к одной фразе: «Кыргызча суйлогуло!».

И никто из представителей интеллигенции не смог дать достойный отпор, потому что большинство из них сами кыргызским языком не владели в достаточной степени. Кстати, существуют объективные причины и этому явлению, но не об этом сейчас речь. Таких националисты тут же окрестили «чала-кыргызами», а еще «киргизами». Они и молчали в тряпочку с этим ярлыком. Нельзя не отметить, что подобные процессы происходили во всех республиках бывшего Союза. Кыргызстан был не оригинален. Другое дело, есть мнение, что у нас вопрос национализма стоял не так радикально.

С приходом к власти Бакиева откуда-то появилась надежда, что жизнь станет лучше во всех отношениях, в том числе и в сфере интернационализма. Русская жена и дети-метисы были, на первый взгляд, гарантией этого. Однако ситуация приняла противоположный оборот. Именно за 4 с лишним года его бездарного правления все существующие противоречия в обществе усилились. Общество разделилось по региональному, национальному, социальному, гендерному и прочим признакам. Сам Бакиев к тому времени был многоженцем, и трения внутри его семьи, комплексы его сыновей передались обществу.

Сила в интернационализме

Я никогда не забуду, как впервые стала различать южан и северян. Сначала мне было стыдно себе в этом признаться, позже появилась внутренняя агрессия к «чужакам», дальше и вовсе появились крамольные мысли. Честно признаюсь, я душила в себе эти мысли, но кадровая политика Бакиева, а также агрессия новых жителей севера вселяли подобные настроения не только в меня, но и во многих моих знакомых. Или вспомните события в Петровке, когда министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев заявил: «С чего это кыргызы так переполошились из-за одной русской девочки!»

В этой фразе была вся государственная политика Кыргызстана того времени по отношению к другим национальностям. Масла в огонь подливали различные слухи и сплетни о пренебрежительных высказываниях Максима Бакиева по отношению к кыргызам. Он окружил себя интернациональной командой. Но умиления сей факт не вызывал. Напротив, в обществе укоренялось мнение, что все эти пришлые ребята здесь только с одной целью – разворовать Кыргызстан. Впоследствии это подтвердилось. Именно этим можно объяснить возмутительные плакаты на заборе Дома правительства после 7 апреля.

Сразу после революции мы обсуждали случившееся с представителями всех национальностей, и буквально у всех была гордость за то, что кыргызам удалось свергнуть тирана. Русские ребята говорили: «Мы гордимся, что живем в этой стране!» А потом грянул погром в Маевке. Люди вновь сжались от страха и стали массово продавать за бесценок свои дома, чтобы скорее бежать от этого кошмара. Тогда стало очевидно, что так называемый «пояс шахидов» в виде новостроек, окружающих Бишкек, усилил Бакиев со своей командой. Они были гарантией его благополучия.

Этими бедными людьми легко было управлять, достаточно пустить слух, что скоро их всех выселят, и они готовы повиноваться любой команде. Слух пустили. Плюс деморализованная милиция. Я видела глаза милиционеров в те дни в Маевке, их взгляд говорил, что это — месть за их шефа Конгантиева, которого растерзали в Таласе. Они не подчинялись приказам Болота Шера. Это был их протест против того, что происходило. Порядок удалось навести только дружинникам и народным ополченцам. Интернациональной команде.

Кыргызский антифа

О том, что никто не понес наказания, разговор особый и сложный. В одном из интервью Атамбаев сокрушался, что не был наделен достаточными полномочиями. Но дело здесь и в том, что власти тогда фактически не было. Те, кто встал у руля, не достаточно крепко держали его и упустили ситуацию. То же произошло и с югом. Только надо учесть, что там присутствовал и интерес Бакиевых раскачать ситуацию. Беглый президент и его жестокий брат Жаныш обещали залить страну кровью. А у этих ребят слова с делом не разошлись. И их не остановило, что страдать будут все: кыргызы и узбеки, юг и север.

Помнится, сразу после тех событий некоторые политики еще пытались разыграть националистическую карту, заявляя во всеуслышание: «Я – националист, и горжусь этим!». Но оказалось, что мы, кыргызы, в большинстве своем, к счастью, остались тем толерантным и дружелюбным народом, которыми были наши предки. Так что националистические призывы уже не находят откликов в сердцах.

Станут ли горькие уроки Маевки и юга усвоены обществом? Хочется верить. А властью? Обязаны. Иначе в чем смысл всей борьбы за власть? Не в тупом ведь распределении ресурсов. Цитата из инаугурационной речи Атамбаева вызывает положительные эмоции, возможно, потому, что впервые с высокой трибуны тема интернационализма затронута не в политических целях, а чисто по-человечески. Я специально перечитала последнюю инаугурационную речь Бакиева — там не было и слова об интернационализме. В результате мы имели агрессию и нетерпение в обществе.

Соответственно, если будет реальная поддержка государства в пресечении любых проявлений этих уродливых явлений, то и простой народ не будет допускать их в повседневной жизни. Поэтому, если Атамбаеву на посту президента удастся хотя бы одно – изжить национализм и регионализм, тем самым сплотив страну, уже этого будет достаточно, чтобы он вошел в историю как мудрый политик и истинный патриот.

Лейла Саралаева

Смотрите также

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КОММЕНТАРИИ:

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Facebook
  • Twitter