Авторизация
 
  • 00:47 – «Маша и Медведь» новые серии 2016 года смотреть бесплатно 
  • 00:47 – Турецкая подлодка потопила фрегат – Видео с места события 
  • 00:47 – Дэвид Бекхэм снялся в социальной рекламе ЮНИСЕФ (видео) 
  • 00:46 – Осколки счастья: смотреть 171-172 серию онлайн 

Выбор года

162.158.78.147

Выбор года
С предыдущими президентами Кыргызстану не везло. Аскар Акаев свой первый срок был реформатором, но в последующем не смог вовремя остановиться, поставив интересы семьи на первое место. С Курманбеком Бакиевым все было ясно с первых дней – у него не было понимания, что вообще нужно делать на этом высоком посту. Не было понимания своей ответственности и необходимости проводить политику, ориентированную на общее благо в противовес создания благ для ограниченного круга приближенных лиц.

Президент Роза Отунбаева, пожалуй, оставит в целом положительный след в истории. При далеко неоднозначном отношении к ней разных сил, никто не может ее упрекнуть в семейном правлении и коррумпированности. Но годичный срок службы и ситуация близкая к хаосу после апрельских событий и особенно после июньской трагедии на юге объективно не позволила ей проводить сколько-нибудь серьезные реформы в стране. Для реформ нужна существенная поддержка народа и более широкие временные рамки. Ни того, ни другого у Отунбаевой не было.

А что же будущий президент? Пока мы знакомы только с обещаниями кандидатов. Практически все они говорят о нескольких ключевых элементах своих программ – борьба с коррупцией, экономические реформы, недопущение разделения страны.

Такая постановка приоритетов не вызывает больших возражений. Но что будет на самом деле? Возьмем, к примеру, борьбу с коррупцией. Заявлять о ней – не значит заниматься на деле. Кстати говоря, если борьба с коррупцией начнется в реальности, то очень многим от этого станет плохо и многим же не понравится. За долгие годы мы уже привыкли к тому, что с гаишниками можно «развести», с паспортистами «договориться», проблемы с милицией «решить полюбовно», а в судах влиять на решения, предлагая незаконное вознаграждение.

Кто решится разрушить эту порочную систему? Тот, кто уволит значительную часть милиционеров, расформирует ГАИ, лишит судей и других чиновников кормушки, станет врагом для армии людей, привыкших к теплым местам. Мы уже сейчас видим, когда после увольнения какого-нибудь чиновника на митинги выходят сотни, а то и тысячи сторонников, заявляющих о его кристальной честности и высоком профессионализме. А борьба с коррупцией предполагает не просто увольнение с работы. Многих придется посадить!

Гораздо легче не плыть против течения, которое создают те, кто активно использует государство в личных целях. Кстати, многие претенденты на президентский пост это хорошо понимают и они вовсе не собираются бороться против этого в реальности. Они разводят демагогию, тайно мечтая получить президентский пост и встать посередине этого течения, чтобы еще больше загребать, как говорится, и ртом и… другой частью тела.

Некоторые претенденты, напротив, недооценивают или вообще не понимают, насколько сильны те, кто снимает незаконную ренту от своей близости к государственному аппарату. Нежелание бороться против коррупции и непонимание масштабности этой проблемы, кстати, не сильно друг от друга отличаются, если оценивать все это с точки зрения получения позитивных результатов. Ни в том, ни в другом случае их не будет.

Поэтому, когда слышишь из уст некоторых кандидатов в президенты слова о бескомпромиссной борьбе с коррупцией, то невольно хочется смеяться (или плакать?). Не хочу никого обидеть, но такая задача под силу не каждому. Вернее сказать, многим из претендентов это не под силу по определению.

Но сложность поставленной задачи не означает невозможность ее решения. Для политики и политиков вообще характерны процессы эволюции и изменений, порой самых неожиданных. Один из видных зарубежных политологов как-то отмечал, что как это ни странно, самыми успешными президентами США были не те, которые отличались 100-процентной честностью, а люди, которые иногда говорили неправду, но всегда умели добиваться своего.

Например, одним из наиболее успешных лидеров Америки считается Рональд Рейган. Он мало работал, по воспоминаниям современников – не более 4-5 часов в день, был не самым образованным, мог приврать, часто больше играл на публику, чем говорил то, что на самом деле думает. Но он дважды побеждал на выборах и страна при нем процветала.

Билл Клинтон, хоть и прекрасно образован, но, мягко говоря, не самый честный и при этом его успехи в управлении страной неоспоримы. А вот Джон Картер старался быть всегда откровенным, но его почему-то не считают успешным президентом – он оказался не в состоянии адекватно отвечать на экономические и геополитические вызовы, стоящие в то время перед страной. Картер стал хорошим миротворцем после ухода с поста президента, но лидер он был не самый удачливый.

Личные качества президента, такие как честность, образованность, преданность семье – чрезвычайно важны, но его деловые данные все же имеют большее значение для страны. Я не призываю искать лгуна и недоучку для президентского поста. Я просто хочу акцентировать внимание на других, по моему мнению, не менее, а часто и более важных способностях, которые необходимы для главы страны. Умение сплотить, организовать, поставить правильные задачи и добиться их выполнения – вот что жизненно необходимо для настоящего государственного лидера.

К сожалению, в сегодняшнем Кыргызстане сложно найти человека, который занимается политикой и не запятнал себя. Но выбирать президента все равно надо. Для того чтобы выбор был легче, нужно понять, какие вызовы стоят перед сегодняшним Кыргызстаном и кто в лучшей степени способен отвечать на них. Я бы выделил три главных критерия, по которым можно определить, имеет ли будущий президент шансы стать успешным или нет.

Решение сложных государственных задач, особенно когда речь идет о проведении фундаментальных реформ, требует консолидации политической элиты. По крайней мере, ее значительной части. Это первый критерий, на который надо ориентироваться. Будущему президенту понадобится поддержка парламента и правительства. При враждебно настроенном парламенте невозможно создать законодательную основу для реформ. При правительстве, которое игнорирует главу государства, президент не сможет предпринимать практические шаги в реализации своих политических установок.

Ему необходимо будет иметь рычаги воздействия для создания лояльной к нему коалиции парламентского большинства и через нее дружественного правительства. Нужен лидер, которого поддерживают и к которому прислушиваются. Если не будет консолидации, то получится как в нашумевшем случае с партийной фракцией «Ар-Намыс», где рассорившиеся политики «поувольняли» друг друга и в результате фракция стала предметом циничного торга для других политических сил.

Вторым критерием для будущего президента является способность видеть актуальные вызовы, стоящие перед Кыргызстаном. Главным внутренним вызовом для страны, на мой взгляд, является необходимость установления в стране законности и порядка. Понятие законности достаточно широкое и включает в себя обеспечение безопасности граждан и их имущества, снижение уровня коррупции, создание стабильных условий для бизнеса и обеспечение прав и свобод граждан. Установление законности является главным приоритетом, потому что решении этой задачи создает условие для решения других значимых проблем – безработица, преступность, социальная незащищенность, разрушение системы образования, здравоохранения и т.д.

А обеспечение законности может осуществляться, опять же, только посредством консолидации политической элиты и получение через нее поддержки значительной части населения. Бороться с коррумпированным чиновничеством можно только, как это не парадоксально звучит, имея на своей стороне единомышленников среди того же чиновничества и, естественно, поддержку простых граждан.

Третьим критерием можно определить способность решать проблемы во внешней политике. Хороший президент для Кыргызстана – это лидер, который умеет договариваться и находить компромиссы с соседями, при этом последовательно отстаивая национальные интересы республики. Курманбек Бакиев очень плохо справлялся с этой ролью. Он был практически невыездным. Его мало куда приглашали и даже если он хотел, мало кто его принимал и слушал. Аскар Акаев делал это лучше. И Роза Отунбаева показала, что можно успешно работать в этом направлении и находить приемлемые пути взаимодействия почти со всеми внешнеполитическими игроками.

Следующий президент должен быть другом для всех лидеров государств, особенно ключевых для нас – России, Китая, Турции, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, США и ЕС. Но главным и несменяемым другом президента, при любых раскладах событий, должен быть Кыргызстан. Наши интересы никого не интересуют кроме нас самих. Умение последовательно отстаивать позиции своей страны и при этом оставаться договороспособным партнером – важное качество, которым должен обладать будущий президент.

У политики есть много определений. Бисмарк называл ее искусством возможного. Гэлбрейт описал политику как выбор между гибельным и неприятным. И то и другое определение достаточно условны, но суть действительно в том, что всегда приходится делать выбор не из того идеального, что рисуется в связи с нашими пожеланиями, а из реальных фактов и условий, которые преподносит жизнь.

Мы говорим себе, что нам не везло с президентами. Может, не повезет и на этот раз, но это вовсе не повод для самоустранения. Везет тому, кто что-то делает. Для того чтобы влиять на собственную жизнь, нужно занимать активную позицию. В случае с выборами президента это значит сделать хорошо продуманный выбор – проголосовать за того, кто возможно и не идеален, но в силу своего опыта и способностей сможет лучше, чем другие, работать на этом посту.

Тамерлан Ибраимов

Смотрите также

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

КОММЕНТАРИИ:

Новости партнеров
  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Facebook
  • Twitter